Обновлённый Выборгский исторический музей
Этим летом (1933 год) закрытый полтора года исторический музей вновь открыл свои двери. Сегодня он полностью обновлён. Это здание берёт своё начало со второй половины XVI века, как городская ратуша. После повреждений, полученных при осаде 1710 года, это здание было восстановлено и имело два этажа и покатую крышу. В таком виде оно существовало до второй половины 1890-х годов. Между 1896 и 1898 годом к зданию добавили ещё один этаж и создали украшенные фронтоны в стиле барокко и островерхую крышу. Вместе с оконными рамами такого же стиля всё здание стало смотреться чужеродно.
В здании, которое не ремонтировалось 30 лет, были размещены коллекции Выборгского музея. Ещё в 1924 году я, как участник руководящего совета музея, говорил о необходимости внутреннего обновления помещений, но мои слова, не нашли никакого отклика в руководящем совете, несмотря на то, что в нём были и преподаватели истории, от которых, как ни от кого более, я ожидал услышать слова поддержки. Только в 1927 году, когда сменился председатель комиссии, дело сдвинулось с мёртвой точки и в 1930 – 1931 году проект был утверждён.
Самым заметным элементом обновления стало устройство круговых проходов. Были заложены главные двери, выходящие на лестницы, и вместо них прорублены новые двери в боковых стенах коридоров на обоих уровнях. Таким образом, публика сможет естественным образом проходить по кругу, спускаясь или поднимаясь с этажа на этаж. Ранее людям приходилось выходить на лестничные площадки, создавая толчею в дверях. Также были разобраны угловые камины, а всё здание оснащено системой центрального отопления низкого давления. Сейчас здесь даже в лютый мороз посетитель будет чувствовать себя уютно. Тёмные и тесные угловые комнаты мы, убрав перегородки, сделали полноценными залами. Все проходы были расширены и подняты, а полы отшлифованы рубанками. На верхнем этаже из нижнего яруса чердака сделана комната для предметов коллекции, а соседний зал преобразован в хранилище музея. В церковном зале мы поработали над потолком, и у этой комнаты появился умиротворяющий оттенок. Скучные рамы были здесь заменены на имитацию свинцовых рам.
Во время работ в некоторых местах открылись заложенные ниши, некоторые из которых мы приспособили к новой жизни. Была также достигнута и другая цель – убрать со старой кладки слой штукатурки, чтобы открыть красоту старых кирпичных стен и проёмов. Также были убраны внутренние оконные рамы и обрамления потолков. Этим внутренним помещениям мы придали аутентичный облик. Внешний вид здания остался неизменным.
Средства на все работы были небольшие, 400 тысяч марок, и из-за равнодушия и скудности мышления руководства остальные переделки остались на будущее. Хотя ремонт и был весьма скромным, но кажется, что результат превзошёл ожидания.
Работы производил отдел городского строительства под руководством архитектора Вяйно Кейнянена и строительного мастера Т. Копонена. Отопление и трубопроводы установило АО «Радиатор», электрическую проводку – АО «Финские электротовары», обработка полов – АО «Строительные работы», малярные работы – Ян Меллайс, обстановка вестибюля – столярная контора А. Грёна. Расстановка экспонатов проходила под руководством директора музея Рюрика Линдквиста и его помощника, сторожа музея Онни Окермана.
Дмитрий Семёнов по материалам журнала «Архитектор», 1934 год и «Строительный мастер», 1933 год