Вопросы священнику в 2024: татуировки, гороскопы, атеизм

Тимофей Климов, или просто отец Тимофей. Священник Спасо-Преображенского кафедрального собора Выборга. Человек, который помогает жителям города обрести духовные ценности. Вот давайте сегодня и узнаем, куда мы движемся… в рай или в АД.

Смотрите выпуск, а ниже читайте текстовую версию интервью:

— Я предлагаю сегодняшнюю нашу беседу сделать максимально простой, как можно меньше церковных терминов, чтобы нас понимали и те, кто уже в религии, и те, кто на распутье веры. И вот первый вопрос как раз о тех, кто на распутье: агностики и атеисты – как церковь относится вот к ним?

Как РПЦ относится к атеизму

— С большим дружелюбием, это наши люди! Это наши братья и сёстры во Христе, просто они ещё не знают об этом. Скоро они к нам придут.

Вы знаете, мы привыкли говорить – Вера или неверие… Как будто это что-то такое очень определённое, и можно провести границы, обозначит – здесь верующий человек, а здесь неверующий. Это, как правило, путь, Вера никогда не бывает статична, всегда динамика, мы можем говорить — человек неверующий, а он уже может быть на пути к Богу.

Неверующий — хорошо, уважаем, ждём в гости. Приходите, поговорим, обсудим, позадавайте каверзные вопросы. Помучайте нас, мы готовились к этому.

— Вопрос, который интересует — вот я вас уверяю — просто всех! Но никто никогда не спросит это в лицо. Мы часто видим работников церкви, священников, батюшек, которые ездят на каких-то элитных машинах, джипах, сразу встаёт вопрос – откуда деньги? Если священник, по идее (я говорю, как я это представляю), — это смирение, отказ от мирских благ и всё такое.

Откуда у священников деньги на дорогие автомобили

— У меня «Лада Ларгус». Бренды можно называть? Отечественный автомобиль. — Можно!
У меня Ларгус. Это вопрос не ко мне… Вопрос про деньги некорректен, потому что я могу отвечать только за самого себя. У меня недорогой автомобиль.

Я не могу судить об остальных наших братьях, священнослужителях… Но я достаточно много священников знаю, все ездят на автомобилях, которые нельзя назвать дорогими или шикарными, роскошными. Они не смущают верующих, всё укладывается в рамки нормальной человеческой жизни. Без излишеств.

— Ещё одно современное, не скажу, что модное, но оно есть, течение – чайлдфри. То есть когда люди говорят, что я не хочу заводить детей, не хочу тратить свою жизнь на детей. Есть я, и всё, и мне достаточно. Как церковь относится к чайлдфри?

Как церковь относится к чайлдфри

— Современный формат язычества. Чего ради мужчина или женщина отказывается от детей? Освобождается самый ценный ресурс — время. И чему это время посвящается? Самому себе. То есть человек самого себя возводит в степень идола. И этому идолу приносит в жертву своих детей, счастье семейное. Можно трактовать как идолопоклонство. Идолослужение своеобразное.

То есть это вопрос, скорее, к психологам хорошим, толковым, которые объяснять, где коренится это, почему у людей отмирает самое естественное желание продолжить свой род и радоваться детишкам своим, ну, как-то это очень странно. Здесь, наверное, почва для хорошей работы психологов и психотерапевтов. Эти люди, наверное, всё-таки нездоровы.

— Ну, может, это бедность? Может, люди понимают, что ничего не могут дать ребёнку? И может, тогда все деньги, которые у меня есть, я буду на себя тратить?

— Ну слушайте, я многодетный отец, мне государство хорошее пособие платит, достаточно хватает для жизни, для безбедного существования, для того, чтобы детишек своих поднимать, воспитывать. Да и мне кажутся странными эти разговоры о бедности. Ну вот где бедность? Вы давно видели нищего человека? Который беден? У нас тёплая вода в кране, тёплые батареи, пища есть у нас, мы не голодаем. По-моему, у нас больше, чем есть возможности для того, чтобы рожать детей и их воспитывать.

— Продолжаем череду современных вопросов, и следующий момент – это действительно модный момент – свеча онлайн. Сейчас многие ставят свечи онлайн, насколько это имеет отношение к реальной жизни, реальной церкви?

Церковные приложения: как к ним относится РПЦ

— Да, пожалуй, никакого. Слушайте, в храм надо ходить! Ходить в прямом и переносном смысле. Ножками своими идти топать, или на машине ехать, но в храм нужно приходить. Всё остальное — это уже приложение в церковной жизни. Поэтому, если человек не бывает в храме, всё переносит в онлайн, мы всё дальше и дальше от Бога.

— А если воспринимать это как «Бог уже в твоём смартфоне»? Наоборот, он ближе?… Нет, это не так работает?

— В смартфоне есть приложения с молитвословами, в приложении есть «Библия онлайн», можно использовать смартфон для того, чтобы молиться или чтобы изучать священное писание. Можно посмотреть замечательные лекции, то есть море контента, нескучного, интересного. Для этого мы должны использовать смартфон, как верующие люди.

— Можно сходить в храм, а также есть такое мнение, что тело — это храм Божий. И вот когда на этом храме Божьем, на теле наносятся татуировки, многие говорят, что за это будешь гореть в аду.
Вот у меня есть татуировки. И вопрос, которого ждали все зрители: я буду гореть в аду? И те люди, которые нанесли татуировки, будут гореть в аду?

Как церковь относится к татуировкам

— В аду вы будете в хорошей компании… Можно так сказать? Человеческое тело – храм духа святого, это слова апостола Павла. В этом ключе татуировки – всё равно что пойти в храме гвоздём нацарапать какие-то изображения, которые неуместны. Татуировки портят образ Божий в человеке. Они его коверкают и искажают.
Человек в аду гореть не будет, за то что он татуировки нанёс на своё тело. Но вопрос о том, почему ему этого хочется. Это особенности восприятия самого себя? А значит, и мира окружающего? То есть что-то здесь есть как будто бы лишнее.

— Сейчас идёт Великий пост, и вопрос о том, соблюдаете ли вы, и те люди, верующие, которые не соблюдают пост, они попадут в рай?

— Виктор, ну вот вообще эта постановка вопроса – будем ли мы гореть в аду или попадём в рай, она не совсем корректна. Давайте будем смотреть не так, что мы боимся попасть в ад или очень хотим попасть в рай… Если мы что-то и делаем в рамках нашей духовной жизни, то, опять же, не для того, чтобы получить какие-то посмертные заслуги или, наоборот, избежать посмертной участи адского горения. А потому что мы боимся огорчить нашего творца, нашего создателя.
Пост – это инструмент, который я использую для того, чтобы воспитать в себе волю. Какие-то навыки борьбы со своими греховными страстями. Я добровольно отказываюсь от того, что… сама по себе пища не греховна — добровольно от этого отказываюсь, чтобы воспитать в себе волю, которую потом впоследствии, эту силу воли, я смогу использовать, чтобы бороться со своими противоестественными наклонностями и потребностями. Грехами, какими-то греховными страстями, которые живут в каждом из нас.

— Если я не могу отказаться от, как вы говорите, противоестественных желаний, Бог меня как воспринимает? Я могу, допустим, на смертном одре покаяться и Бог меня примет?

— Можно не успеть покаяться на смертном одре, это иногда происходит внезапно. Но поэтому мы с вами стараемся регулярно совершать покаяние, в течение нашей жизни. Молитвенное покаяние, таинство исповеди, именно для того, чтобы не упустить момент, когда мы перешагнём в вечность. Чтобы не перешагнуть в неё, будучи обросшими этими прикипевшими к нам грехами, которые вошли в привычку и не отпускали всю нашу жизнь. И мы не могли с ними никак справиться. И унесли их с собою в жизнь вечную.

— Следующий вопрос: гороскопы и вера. Я слышал такое мнение, что в гороскопы ни в коем случае нельзя верить, если ты веришь в Бога. Вот как они уживаются?

Можно ли верить в гороскопы и Бога одновременно?

— Они не уживаются. Гороскопы – отстой. Гороскопы – это добровольное рабство звёздам. Мы совершенно добровольно говорим: я за свою жизнь не отвечаю, ни за сегодняшний день, ни за выбор супруга, ни за свои поступки, за всё отвечают звёзды. Они определяют мою жизнь. В духовном отношении человек – это то, чего он хочет. И от меня лишь зависит, по какому пути я иду. Соответственно, от меня лишь зависит, по какому пути я иду. Согласны ли мои желания с волей Божьей, замыслом Бога обо мне или нет. Но свобода воли человеческой — это один из основных принципов веры христианской.

— А вот то, что мы сейчас экстрасенсов и магов каких-то популяризируем на телевидении, допустим, не на нашем канале, но тем не менее, а это как?

Как церковь относится к экстрасенсам

— Магизм вообще отвратительная штука, нам всем так или иначе присуще магическое сознание, и детям оно присуще, и взрослые с собой его привносят из детства во взрослую жизнь. Воспринимают мир магическим. Но опять же, это чуждо христианству.

В христианстве нет примеси магии! Поскольку Бог в Новом завете открывается нам как личность, мы, как христиане, общаемся с Богом. Это общение двух личностей. Общение личности человеческой и личности божественной. В этом общении нет никакого магизма. В христианстве нет никакой механики, я не могу манипулировать Богом, потому что Бог — это личность, я могу с ним только вступать во взаимоотношения, отношения с Богом определяют всё.

Поэтому не обращайтесь к магам, не обращайтесь к целителям, не ходите к ним за помощью: поломаете жизнь себе и своим близким. Это наркомания, это наркотики. Это крючочек, который цепляет вас. Они как будто бы помогут сперва, а потом это обязательно обернётся ещё худшими бедами, горестями, и так до бесконечности.

— Ну и, собственно, последний вопрос, в преддверии Пасхи, которая уже не за горами, чудо сходящего огня в Иерусалиме. Ну вот я, как взрослый человек, думаю: ну не может быть никакого чуда, это невозможно! Я думаю – это либо природное явление; может, там какой-то природный газ, который зажигается внезапно, либо это какой-то трюк, чтобы привлечь туристов… Я говорю грубо, но, тем не менее, вот вы как скажете? Что это?

Благодатный огонь — что это и откуда берётся?

— Я не знаю, но я верю, что это чудо, но чудеса редко происходят. Наверное, стоит акцент сместить. Чудо схождения благодатного огня происходит в Великую субботу, это день в преддверии Пасхи. Наступления праздника Воскресения Христова. И если все наши переживания вращаются вокруг «сойдёт ли благодатный огонь или не сойдёт», а если сошёл – мы желаем получить, приобщиться к благодатному огню, и дома храним свечи, обожженные этим благодатным огнём, — мы как будто бы теряем суть праздника, наступающего торжества – Воскресения Христова. Вот чудо! Вот подлинное божественное чудо! Которое лежит в основе христианства.

Автор и ведущий программы — Виктор Корнеев

Поделиться ссылкой: