В Музее полиции в Тампере открылась выставка поддельных произведений искусств

На выставке фальшивок в Музее полиции в Финляндии целая стена отведена под картины “русских мастеров”.

Среди финских фальсификаторов в 90-е ходил миф, что на картинах надо обязательно дорисовать красивый красный закат, чтобы успешно продать их русским олигархам.

Кстати, много интересных роликов с участием экспертов о выставке, картинах и способах определить их подлинность опубликовано в аккаунте Музея полиции в Инстаграм. Они публикуются с 25 марта.

Тесная связь между Финляндией и Россией – это неоспоримый исторический факт. Опираясь на него, фальсификаторы искусства сочиняют истории, на которые клюют как начинающие коллекционеры, так и профессионалы. В Тампере после коронавирусных ограничений вновь открылся Музей полиции. Новая экспозиция “Раскрашенная правда” (Väritetty totuus) демонстрирует поддельные произведения искусства, раскрывает истории, связанные с ними, и рассказывает о полицейских расследованиях.

В 2008 году Центральная криминальная полиция начала расследовать деятельность финской ОПГ, которая отняла несколько десятков тысяч евро у учителя рисования из Юго-Западной Финляндии. Деньги были связаны с продажей морского пейзажа Ивана Айвазовского. В конце XX века учитель продал полотно россиянам, которые отнесли картину на экспертизу. Выяснилось, что пейзаж не имеет никакого отношения к творчеству знаменитого мариниста. Россияне решили вернуть свои деньги обратно и для достижения этой цели наняли эстонскую ОПГ. Эстонцы, в свою очередь, попросили финскую группировку проделать работу за них. В итоге была проведена масштабная полицейская операция, которая получила название Fake.

После распада СССР среди внезапно обогатившихся новых русских бытовало мнение, что возвращение произведений русских художников на родину – это патриотический поступок. Кроме того, с ростом доходов все больше людей начало видеть в художественных произведениях инвестиционный потенциал. Также в некоторых случаях искусство стало привлекательным средством отмывания денег.

Выставка косвенно рассказывает и о художественных предпочтениях людей. Новоиспеченные богачи желали видеть на стенах своих домов морские сражения, лесные пейзажи и т. п. Зачастую у этих людей не было своего оригинального вкуса, для них искусство являлось лишь инвестицией.

– Среди фальсификаторов ходила информация, что надо обязательно дорисовать красивый красный закат, поскольку русские олигархи любят и хорошо покупают такие работы, – смеется директор Музея полиции Тиина Тууласваара-Калева.

История гарантирует провенанс

Ситуация в Финляндии всегда разительно отличалась от остальной Европы. Здесь легко распространять лживые сведения о провенансе, то есть об истории происхождения произведения и о том, как оно переходило от одного владельца к другому. Тесная связь между Финляндией и Россией – это неоспоримый исторический факт. Русские художники любили отдыхать, к примеру, на берегах Ладожского озера. После революции многие эмигрировали в Европу и США через Финляндию, в их числе был и Николай Рерих. А Илья Репин оказался в невольной эмиграции после обретения Финляндией независимости.

– Мошенникам было несложно придумать истории о том, как работы Айвазовского или Репина вдруг были обнаружены на финском чердаке. Зачастую чем ярче история, тем больше работа вдохновляет покупателя. Примером можно назвать подобные эмигрантские россказни. Как бежали после революции и вывозили картины, как картины якобы оставили до лучших времен в Финляндии, но в итоге за ними никто не вернулся, – рассказывает Тууласваара-Калева.

На выставке целая стена отведена под картины “русских мастеров”. Представлены работы разных эпох: национальный романтизм, реалистические описания русских людей и авангард.

– У нас есть прекрасная работа, вероятно, кисти ученика Ивана Шишкина. То есть много произведений, которые испорчены в результате безумной жадности. Они подписаны ложным именем, хотя сами по себе являются произведениями искусства.

Выставка начинается с действительно замечательной работы, которую в свое время презентовали как “Предсказательницу” Филиппа Малявина. Настоящий автор неизвестен.

– Сертификат подлинности этой картины выдал русский эксперт. Судя по его оценке, работа демонстрирует присущий Малявину сильный колоризм, сочетающийся с сельскими портретами. Финский реставратор подтвердил страховую стоимость картины в 55 000 евро. Также исследователь русского искусства и творчества Малявина признал ее подлинной, хотя это не так, что и было позже доказано.

«Национализация» картин неизвестных европейских художников

Национальная галерея проводит техническую экспертизу произведений. В музее есть подробная презентация всех этапов работы экспертов.

– Например, при подделке фальсификатор использует современные краски, химический состав которых отличается от тех, что использовали во время написания картины.

В свою очередь, полиция проверяет подлинность истории о происхождении произведения, то есть его провенанс.

– Мошенник может купить в Центральной Европе старую картину, которая напоминает работы определенного художника. Затем фальсификатор переписывает пейзаж, чтобы он больше походил на русский, и ставит подпись Айвазовского. Получается, что картина не имеет никакого отношения к России, – говорит Тууласваара-Калева.

Фальшивки – собственность государства

Музей уголовного розыска в Вантаа является частью Музея полиции, и за годы здесь собралось некоторое количество подделок. Однако во времена операции Fake вступили в силу изменения в юриспруденции. До этого подделки возвращали потерпевшим, но теперь суд постановил, что они являются средством совершения преступления, и поэтому государство должно их конфисковать. Все предметы попадают в музей, в собраниях которого их уже насчитывается более тысячи.

– Есть одна работа, которая поступала на экспертизу в Атенеум четыре раза, каждый раз ее называли фальшивой. То есть фальшивка продолжала циркулировать. Сейчас подделки “снимают с рынка”, и это хорошо. Ведь они подрывают ценность искусства, порочат культурное наследие Финляндии и России. К тому же, фальсификаторы отбирают хлеб у современных художников. Если произведение “Галлен-Каллела” или “Репина” продается по цене работы современного художника или дешевле, покупатель, который смотрит на искусство как на инвестицию, выберет старого именитого мастера.

«Настоящие плохие парни – это не фальсификаторы»

В начале 2000-х большое количество фальшивых русских картин попало на знаменитые международные аукционы. Тогда было много российских покупателей и, соответсвенно, большой спрос на русское искусство.

– Аукционы получают около 30 процентов от окончательной стоимости произведения, поэтому продавать Репина выгоднее, чем какого-то неизвестного русского художника.

Привлечь к уголовной ответственности мошенников удается редко. В результате операции Fake поймали двух фальсификаторов, оба оказались финнами.

Один из них также занимался продажами фальшивого искусства. Однако он успел умереть до окончания судебного процесса.

Второй фальсификатор – Вели Сеппя умел виртуозно подражать самым разным художественным стилям. Он пошел на сотрудничество с полицией и позже опубликовал книгу “Безумный обман, правдивые истории о большой арт-афере” (Mieletön vilppi, tositarinoita suuresta taidehuijauksesta). Сеппя называют самым искусным и плодовитым фальсификатором Финляндии.

– В конце концов, настоящие плохие парни – это не фальсификаторы. Все деньги уходят галеристам и торговцам. Преступная выгода в операции Fake, оценивается примерно в 20 миллионов евро. Почти все деньги достались торговцам, – подытоживает Тууласваара-Калева.

Источник: yle.fi

Поделиться ссылкой: