Режиссер Юрий Грымов: «Это – мой ответ Покемонам»

Режиссер, сценарист и продюсер Юрий Грымов провел мастер-класс и встретился со зрителями в рамках фестиваля «Окно в Европу».
Рулевыми, которые мягко направляли беседу в нужное русло, стали телеведущие Борис Берман и Ильдар Жандарев. Зрители смогли посмотреть фрагменты фильма «Анна Каренина. Интимный дневник» и «Три сестры. 120 лет спустя».

Важно не стыдиться своей работы

В самом начале встречи Юрия Грымова назвали пионером отечественной рекламы и экспериментатором, перечислив лишь малую часть его работ от клипов и телевизионных заставок до фильмов, оказавших влияние на развитие современной культуры. Как человек с юмором, он тут же пошутил: «Звучит так, будто всё, что сделано, сделано мной. Сейчас люди встанут и начнут меня за это бить», — но, перейдя на серьезный лад, продолжил: «Я никогда не стеснялся своей работы. Помню, я в детстве занимался живописью, нарисовал что-то и не подписал свою картину. Бабушка спросила: «Почему?». Я объяснил, что картина мне не понравилась. И бабушка тогда сказала, что «даже если что-то сделано плохо, люди должны знать, что это сделал Юра Грымов». С тех пор я так и живу».

Анна Каренина. Интимный дневник

Одним из событий вечера стал показ трейлера нового фильма Юрия Грымова «Анна Каренина. Интимный дневник», а также финальной сцены картины, которую, кстати, до выборгского зрителя еще никто и нигде не видел. Составить полное впечатление на основании пяти минут сложно, но ясно одно – киноязык фильма необычен. После показа зал спросили: «Пойдете ли вы смотреть это кино?» Аудитория разделилась на тех, кто ответил утвердительно, и тех, кто высказал категорическое «нет», отказавшись, впрочем, объяснить свою позицию. Ну, Грымову не привыкать. Его работы всегда вызывают споры и жаркие дискуссии, разделяя зрителей на поклонников и их оппонентов.

Говоря о фильме, Юрий Грымов отметил, что роман Толстого привлек его очень простой историей: «Вот в зале мужчины и женщины. Мы разные, но мы очень похожи. Вронские и Анны сидят здесь, среди нас». На что из зала тут же донесся возглас: «Я здесь!».
Режиссеру также пришлось объяснить, почему он решил делать эту экранизацию, в то время как их и так уже немало: «Это – мой ответ Покемонам. Дебилизация дошла до края: все примитивно, с плохой графикой и с плохой мыслью, а весь мир подсаживается и играет. И потом, нельзя забывать о циничности, с которой люди во всем мире подходят к производству чего-либо. Все-таки «Анна Каренина» — это «бренд».
Чтобы развеять сомнения зрителей по поводу степени откровенности фильма, режиссер сделал особый акцент на значении слов: «Не путайте слово «интимный» со словом «сексуальный». Интимный дневник – не что иное как личный. А вот сексуальный дневник уже был бы клубничкой. Люди во все времена вели дневники, просто сейчас это – социальные сети. Я не исключил вероятности того, что такой дневник был у Анны, начав фильм словами «когда у девушки все хорошо, она дневник не ведет».

Режиссура – это образ жизни
Режиссурой Юрий Грымов в разных форматах занимается уже больше 25 лет. Но сам он признается, что долгое время стеснялся, когда его называли режиссером: «У меня нет режиссерского образования. Но мне повезло начинать работать с Георгием Рербергом, которого я считаю своим первым учителем. Он ко мне тоже относился очень бережно и, уходя на какой-нибудь фильм, передавал меня другому великому оператору Алексею Родионову. Так вот, Рерберг заложил во мне особое отношение к изображению. Поэтому сценарий навсегда стал для меня важным, но не главным. Кстати, именно Рерберг развеял во мне какие-то комплексы. Однажды я не знал, как называется какая-то штука, нужная для съемки, и он сказал: «Юра, миллионы людей знают, как она называется, но ты будешь снимать кино, а они нет».

Юрий Грымов также поделился своими размышлениями о сути режиссерской профессии: «Для меня это – рассказ и публичное осмысление моих каких-то страхов, какой-то запутанности. Кроме того, мне важно, чтобы зритель, посмотрев фильм, мог задуматься о том, что он Человек. И наконец, режиссура — возможность сделать себя лучше».

В связи с этим логичным было узнать о том, какие ориентиры в профессии существуют у Юрия Грымова. Оказалось, что больше всего он ценит классику: «Ориентиром для меня всегда было советское кино. Я люблю те фильмы, которые я не понимаю, как сделаны. Одних из них – «Андрей Рублёв» Тарковского. Такие картины создаются где-то свыше, и в их основе — живые истории».

Три сестры. 120 лет спустя
Работоспособности Грымова можно только поражаться. Фильм «Анна Каренина. Интимный дневник» выйдет в прокат осенью, а режиссер уже почти завершает работу над еще одной экранизацией. Речь идет о фильме «Три сестры. 120 лет спустя» по пьесе Чехова. Действие происходит в наши дни, но автор уверяет, что сохранил 95 процентов оригинального текста. В картине заняты Людмила Полякова, Максим Суханов, Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, Александр Балуев, Игорь Ясулович и другие.

Интересно, что, несмотря на уже солидный опыт работы на съемочной площадке, Юрий только на этом проекте начал получать абсолютное удовольствие от процесса: «Сейчас у меня за плечами несколько картин. Но, наверное, я был впервые по-настоящему счастлив. Благодаря тому, что со мной были великие актеры, я мог снимать кино, а не бороться с кем-то во время работы над той или иной ролью. И потом я сумел позволить себе 14-минутные сцены без монтажных склеек, потому что артисты всегда знали текст».

Впрочем, без сложностей не обошлось: за несколько дней до начала съемок Юрий Грымов остался без кинооператора, который отказался работать. Недолго думая, режиссер сам встал к кинокамере и дебютировал как оператор. По этому поводу Грымов теперь шутит: «Могу снимать свадьбы, но дорого. Приглашайте!»

Режиссер показал одну сцену из фильма. И вновь тот же вопрос: «Кто пойдет смотреть эту картину?» То ли классическая манера повествования сделала свое дело, то ли появление любимых артистов в кадре, но на сей раз зрители единодушно ответили: «Пойдем!» При этом никого не смутил тот факт, что Грымов несколько состарил всех персонажей, и его сестрам не по 20-25 лет, а примерно по 60.

О счастье
Не так часто можно встретить человека, который считает себя совершенно счастливым. Оказалось, что Юрий Грымов именно из таких: «Я действительно счастливый человек, потому что могу общаться с кем хочу, делать то, что хочу, и путешествовать. На фильмы я предпочитаю тратить свои деньги по одной простой причине — я сам себе начальник. Я сам с собой нахожу общий язык, сам с собой ругаюсь, сам себе залезаю в карман. И мне от этого комфортно».

Пусть говорят, что не в деньгах счастье, но любой продюсер всегда хочет вернуть затраченные на производство фильма средства. Юрий Грымов один из тех, кому это удается: «Я всегда хорошо зарабатывал на «второй жизни» своих картин – на продаже DVD, Blu-ray. У меня до сих пор покупают фильмы для продажи по миру».

Счастливым режиссер себя считает еще и потому, что с ним всегда соглашаются работать артисты высокого уровня: «Они мне верят стопроцентно, потому что я знаю, что делаю, и у меня нет самодеятельности. Я могу готовиться годами, но снимаю очень быстро». Юрий Грымов посетовал лишь на то, что хороших актеров у нас не так много, как хотелось бы: «У нас катастрофическая ситуация с актерами. Я когда снимал фильм «Чужие» с американцами, понял, что такое артист в рамках индустрии кино. Любой американский актер среднего уровня — очень высокий профессионал. У них есть ремесло, а это – то, что редко встречается среди российских актеров. Хотя у наших есть и талант, и опыт».

Источник: официальный сайт «Окно в Европу»

Поделиться ссылкой: