Петербургский скульптор Лев Сморгон о своём «Строителе»: каменная глыба руководила мной, а не я ею

Юбилейный для Выборга год продолжается. Отмечая его 730-летие, мы не устаём благодарить людей, которые внесли вклад в его развитие и преображение. Чтобы оставить свой след в истории города, необязательно быть коренным жителем. Герой нашего сюжета – выдающийся петербургский скульптор Лев Сморгон, автор работы, некогда украшавшей Сад скульптур. В свои 94 года он продолжает творить…

В гости ко Льву Наумовичу мы напросились вместе с сотрудниками Выборгского замка. Они готовятся к открытию выставки, посвящённой 70-летию железнодорожного вокзала, в восстановлении которого участвовал и Сморгон. Воспоминания мастера ценны и для музейных работников, и для журналистов. Но сегодня речь пойдёт не о вокзале, а о скульптуре «Строитель». Её Лев Наумович изваял 35 лет назад, в ходе скульптурного пленэра, проходившего в Выборге. На него съехались 10 участников со всего Советского Союза. Два месяца они жили в нашем городе и работали на территории местного карьера, в котором добывают серый гранит «рапакиви».

«Это была работа не на заказ, а по велению души. А значит, это чистое искусство. Условием этого симпозиума как раз и было – сделать дар городу. Тогда было принято решение в Пионерском сквере, как он назывался, расставить эти скульптуры. Только две работы планировалось поместить за пределами Сада скульптур: мальчик с котом Лёвы Бейбутяна, которая сейчас стоит на набережной возле Большого ковша, а вторая в санатории судостроительного завода в Зимино – «Девушка-волна», — ЛЮБОВЬ ВОЛКОВА, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ВЫБОРГСКОГО ОБЪЕДИНЁННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА.

Всего участники симпозиума создали 11 работ. Автор скульптуры «Строитель» признаётся, что и не предполагал, каков будет результат его труда. Каменная глыба руководила мной, а не я ею, говорит Лев Сморгон.

«Это делается очень просто: вот лежит камень и вот лежит камень. Этот камень с этим камнем – они чужие. Очень похожие, но чужие. Значит нужно этот побольше, а этот поменьше сделать. Поставил – во, ничего, ничего. Надо подлиннее сюда. Ну, я это могу укоротить. Укоротил — о, они встали. Вот так её немножко. Начинает работать. И поехали, поехали, поехали. Приехали… То, что она строитель, я назвал уже потом, когда она ходить начала», — ЛЕВ СМОРГОН, СКУЛЬПТОР, ХУДОЖНИК, ПИСАТЕЛЬ.

Скульптура состояла из трёх частей. К сожалению, прохожие нередко сбрасывали верхний элемент на землю. Затем его, конечно, возвращали на место, но ситуация повторялась снова и снова.

«Я вставлял кусок в кусок и специально ничем не закреплял, чтобы видно было, что это держится естественным способом. Но кроме меня и все остальные заметили это. Был такой специальный спорт – верхний кусок снять. Кто сможет снять, тот хороший человек, сильный», — ЛЕВ СМОРГОН, СКУЛЬПТОР, ХУДОЖНИК, ПИСАТЕЛЬ.

В 90-е годы «Строитель» и вовсе исчез из сквера. Теперь о нём напоминает лишь основание с информационной табличкой. Если навести смартфон на QR-код, то можно получить представление о работе Льва Сморгона.

Подобное поведение горожан не осталось без внимания местных журналистов. Пётр Киселёв в 1994-м году в своей статье писал: «Существует, на мой взгляд, экология чувств, извращение которой гораздо опаснее нарушений в среде природной. Ведь именно чувственная, духовная пустота приводит к нравственной деградации общества».

Это высказывание актуально и сегодня. Регулярно появляющиеся на выборгских зданиях граффити, беспрестанные посягательства на уличные скульптуры и арт-объекты есть не что иное, как проявление нравственной деградации.
Остаётся надеяться, что недавно преобразившийся сад скульптур больше не подвергнется атакам вандалов и ещё долго будет радовать жителей.

«Вот сейчас он выглядит замечательно, достойно тех произведений искусства, которые в нём находятся. Поэтому за реконструкцию можно просто сказать большое спасибо», — ЛЮБОВЬ ВОЛКОВА, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ВЫБОРГСКОГО ОБЪЕДИНЁННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА.

А Льву Наумовичу отдельное «спасибо» за детство. Ведь советские дети играли именно в его игрушки.

«Вот такой весёлый разворот есть в этой книге о Льве Наумовиче. Ещё и зверюшек нет многочисленных – жирафа, лисёнка знаменитого, которые были сделаны по его эскизам. Это совершенно замечательный человек, творец настоящий», — ЛЮБОВЬ ВОЛКОВА, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ВЫБОРГСКОГО ОБЪЕДИНЁННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА.

Работая на ленинградском заводе «Фарфор», Лев Наумович Сморгон создал десятки моделей фарфоровой скульптуры, выпускавшейся массовыми тиражами. Сегодня коллекционеры покупают их за немалые деньги на аукционах.
Мастер и сегодня не сидит без дела. В свои 94 года сотрудничает с театром «Буфф», пишет портреты и по-прежнему с теплотой вспоминает Выборг.

Поделиться ссылкой: