Библиотека Алвара Аалто в Выборге отметила 80-летие
7 ноября 1944 года начался путь выборгской центральной библиотеки. На тот момент учреждение культуры размещалось в небольшой квартире. Постепенно библиотека пополняла свои фонды, переезжала и только в 1961 году обосновалась в здании, построенном архитектором Алваром Аалто. Долгая реставрация, проведённая здесь уже в наши дни, сделала её местом привлечения потоков туристов. А график экскурсий расписан далеко вперёд…
Выборгская жемчужина. Именно так называют библиотеку Алвара Аалто. На днях она отметила 80-летие. Юбилей собрал многочисленных друзей библиотеки. И каждый хотел выразить благодарность её сотрудникам за преданность профессии и искреннюю заботу о читателях и гостях.
Здесь и правда по-домашнему уютно. И даже тропическая зелень пышет здоровьем. Люди в библиотеке работают увлечённые. Большинство из них — старожилы. Заведующая читальным залом Алла Березовская трудится здесь уже 41 год. Выбор профессии объясняет любовью к литературе.
Это второй мой дом, то есть не любить это место, мне кажется, невозможно. Кто здесь не задерживается, наверное, они не настолько проникаются этой атмосферой, потому что для меня книга всегда была на первом месте. Я и сейчас… у меня около дивана на тумбочке стоит не менее шести-семи книг обязательно. Когда эта стопочка уменьшается, я начинаю переживать, думаю, так, надо пополнять запасы, — АЛЛА БЕРЕЗОВСКАЯ, ЗАВЕДУЮЩАЯ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ БИБЛИОТЕКИ АЛВАРА ААЛТО.
Посетители не устают восхищаться уникальной архитектурой библиотеки. Алвар Аалто создал воистину шедевр. Читальный зал освещают 57 зенитных фонарей. Каждый из них представляет собой конус, и прямые солнечные лучи сюда не попадают.
С середины весны и до осени нет необходимости включать искусственное освещение.
Эта книга о нашей библиотеке – «Карельский шедевр». Здесь можно посмотреть в том числе и рисунки Аалто. Вот это рисунок его, как на человека в читальном зале, где мы с вами находимся, падает свет — для того чтобы рассчитать угол падения этого света и сделать вот эти фонари, видите, чтобы не было отражения. То есть человек, открывая книгу, он не видит ни теней, ни отражённых бликов на этой книге, — — АЛЛА БЕРЕЗОВСКАЯ, ЗАВЕДУЮЩАЯ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ БИБЛИОТЕКИ АЛВАРА ААЛТО.
Не менее удивительным является лекционный зал. В нем проходят выставки и творческие встречи, лекции и концерты. Чистоту и красоту звука обеспечивает уникальный волнообразный акустический потолок.
Каждая волна является как приемником, так и передатчиком звука. Поэтому, в какой бы точке зала вы ни находились, вас будет одинаково хорошо слышно. Это сосна. Причём сосну искали на протяжении трех лет, потому что к ней были предъявлены очень большие требования по количеству годовых колец, по плотности, по влажности. Вы не поверите, даже по количеству сучков на дереве. 12 километров рейки ушло на восстановление этого потолка, — ЕЛЕНА РОГОЗИНА, ДИРЕКТОР БИБЛИОТЕКИ АЛВАРА ААЛТО.
Елена Рогозина работает здесь почти 30 лет. 15 — в должности директора. По её словам, результатом глобальной реставрации, проведенной в 2013 году, до сих пор наслаждаются и сотрудники библиотеки, и, конечно, читатели. Сегодня эти залы отличаются великолепным интерьером в скандинавском стиле. Современные технологии тоже нашли здесь место. И самое главное — богатейший книжный фонд.
Ирина Федоренко знает всё обо всех книгах, в том числе о редких. На отдельном стенде представлены издания, удивляющие своими размерами. От огромных до совсем крошечных.
Мы здесь видим огромную книгу и совсем крошечную. Что это за издание? Вот эта книга – французский баснописец Лафонтен. Книга издана в 1755 -1757 годах. Четыре тома этого собрания сочинений. Книга представляет образец подарочного издания XVIII века. Здесь у нас стоят книжки-малютки, это самые маленькие книги в нашем фонде. У нас пять томов — можно так сказать, что это тома — пяти поэтов «Стихи о любви». Самые маленькие книжечки, размером два на один сантиметр, — ИРИНА ФЕДОРЕНКО, ЗАВЕДУЮЩАЯ ЕДИНЫМ ФОНДОМ БИБЛИОТЕКИ АЛВАРА ААЛТО.
Фонд редких книг насчитывает 3 тысячи экземпляров. Среди них — собрание сочинений Пушкина, изданное почти два века назад.
Книга издана в 1838 году в типографии «Экспедиция заготовления государственных бумаг», которая была открыта в 1818 году в Санкт-Петербурге на набережной реки Фонтанки. После Отечественной войны 1812 года появилось очень много фальшивых векселей. И типография эта была создана именно для того, чтобы печатать деньги с очень высокой защитой, там работали высококлассные специалисты. И деньги, которые издавала эта типография, были не только для России напечатаны, но и для Финляндии, и для Польши. А именно с 1838 года типографии было разрешено издавать и художественные произведения. И таким образом Пушкин – это было одно из первых художественных произведений, которое издали в типографии, — ИРИНА ФЕДОРЕНКО, ЗАВЕДУЮЩАЯ ЕДИНЫМ ФОНДОМ БИБЛИОТЕКИ АЛВАРА ААЛТО.
Старинные книги, многим из которых, к слову, больше 200 лет, хранятся в специальном, закрытом для посторонних помещении. Внутри поддерживается определённая температура — 18-20 градусов — и влажность 55-60 процентов. За показателями тщательно следят, поскольку сырость приводит к образованию грибка, а слишком сухой воздух может иссушить страницы.
Эти издания тоже относятся к фонду редких книг, поэтому прикасаться к ним можно только в специальных перчатках. В XVIII веке говорили, что Петербург просыпается от боя барабанов, а Москва – от звона колоколов. Поэтому вот это издание о Санкт-Петербурге оформлено в парадный мундир, а издание о Москве – в купеческий кафтан, — ТАТЬЯНА АНКУДОВИЧ, КОРРЕСПОНДЕНТ.
Книги эти хоть и современные, но действительно очень редкие. Оно и понятно, для большого тиража придётся открывать целую фабрику по пошиву книжных мундиров и кафтанов. Помимо одежды издание о Санкт-Петербурге может блеснуть трёхсторонним серебряным обрезом. А о Москве — золотым…
О книгах, хранящихся в библиотеке Аалто, так же как и о людях, работающих здесь, рассказывать можно бесконечно. За 80 лет учреждение культуры стало настоящим народным достоянием. В планах библиотекарей — не сбавлять обороты, а развиваться и дальше, шагая в ногу со временем.