The Phantom of the Opera или привидение в Выборгском театре
Ещё в 1930-е годы ходили слухи о том, что в Выборгском театре иногда появляется привидение. Однажды, редактор Выборгского журнала «Выборгский гром» набрал на телефонном аппарате номер 1681 – телефон висел в общей комнате театральной труппы – и, представившись, задал следующий вопрос: «Где и как я могу повстречаться с привидением Городского театра?».
На другом конце провода раздавалось громкое перешёптывание, длившееся довольно долго, как-будто, телефонную трубку действительно взял кто-то из потустороннего мира. Но всё же из этого шёпота выплыл человеческий голос…
Старое здание Выборгского театра было построено в 1832 году. Практически с тех самых пор идут слухи о том, что в помещениях театра видят молодую монахиню, которая регулярно появляется то в одном, то в другом месте здания.
Результатом телефонного разговора стало посещение театра. Руководитель театра только улыбнулся в ответ на вопрос о привидении. Он сказал, что слышал разные байки. То же самое сказал и эконом театра. К этому эконом добавил, что находится в поздние часы в здании театра не очень то приятно. То крыша дребезжит на ветру, то где-то что-то трещит. Но эконом познакомил гостей с мадемуазель Рейо. Она работает в театре уже тридцать лет и заняла свою должность по наследству от матери, которая пришла в театр 52 года назад, то есть в 1885 году. Другими словами источник рассказа был аутентично-старый. Вот что было рассказано:
— Ни я, ни моя мать привидения не видели никогда. Но многие другие о нём рассказывали. Например, покойничек Отто Туулос говорил, что когда он шел по лестнице в театр из Общинного здания – тогда это было одно здание, то на винтовой лестнице увидел идущую ему навстречу женщину в белом. Туулос вскрикнул и женщина исчезла. Но он тогда успел разглядеть красивые, большие карие глаза женщины. Следующим, кто рассказал о привидении, был парикмахер, немец Ниеманн. Он шёл по коридору и, как ему показалось, увидел впереди себя одного из актёров. «Хочешь пива?», крикнул парикмахер, но ответа не последовало. Тогда он прибавил шаг и только успел заметить, что женщина в белом платье и под вуалью исчезла в гримёрной Симо Оса. Умерший уже Таммис, служивший актёром, имел привычку оставлять изучение роли на последний момент. Однажды, он остался у себя и, сидя на бутафорском гробу в своей гримёрной, учил роль. Вдруг он почувствовал, что в комнате кто-то есть. Он поднял взгляд и увидел женщину в белом платье под вуалью. Тогда она ему сказала: «Над чем корпишь, человек? Помни о смерти!» Это было первый и последний раз, когда приведение заговорило. Вскоре после этого Таммис скончался. Актёр Ройнинен как-то вечером забежал в театр за оставленной вещью и увидел женщину в белом. Но актёр стремглав бросился наутёк. Удивительно, но привидение часто видят мужчины, которые вроде бы должны обладать крепкими нервами. Как-то раз привидение видел сторож театра Дильстрём. Он шёл по театру, и все двери перед ним открывало приведение. Думается, что Дальстрёму потом было очень нехорошо.
Актёр Лехесманн поведал о том, что слышал рассказ покойного Миеттиса о том, что тот со сцены видел приведение на балконе первого яруса.
Наконец появился и мастер сцены, господин Тулосмаа.
— После ремонта 1922 года приведение никто не видел. Возможно, этот ремонт напугал или помешал этой женщине, и она выбрала себе другое здание.
Кто же, как ни полиция лучше других должен знать о непонятных городских явлениях. Позвонив в полицейский участок с вопросом о привидениях, редакция журнала получила следующий ответ:
— Да, у нас есть записи обращений, связанных с привидением в театре. Например, покойный Миеттис однажды услышал на тёмной сцене странные звуки, как-будто кто-то неумелой рукой пытался извлекать звуки из пианино. Он очень испугался, но, пересилив свой страх, взял фонарь и поднялся на сцену. При его приближении началась такая какофония звуков, что бедняга чуть не лишился чувств. Оказалось, что это кошка запрыгнула на открытые клавиши инструмента. Сторож её напугал, и она заметалась по клавишам пианино. В конечном итоге животное убежало и сцена погрузилась в полную тишину.
И все же редактор хотел найти живого свидетеля, который видел привидение собственными глазами. И он его нашёл. Этим свидетелем была госпожа Нюквист, работавшая гардеробщицей театра уже сорок лет. Сейчас ей 65 и она рассказала вот что:
— Это было в 1922 году, когда Ульберг перестраивал здание. Мы, нас было вроде пятеро, шли из полковой церкви и решили зайти в театр и посмотреть, что же там происходит. Мы поднялись на балкон первого яруса. Я шла первой и уже вошла в пятую ложу. Весь зал был в строительных лесах. И тут я увидела, что молодая и красивая женщина в одежде медицинской сестры идёт по сцене в нашу сторону. Она была стройной и без вуали. Её темные волосы были аккуратно расчесаны по пробору. На шее у неё было что-то напоминающее бант. Я заговорила с женщиной. «Вот и наше приведение. Что вы там делаете?». Женщина не отвечала и продолжала идти в нашу сторону. «Ответьте же что-нибудь!», в конце концов крикнула я. Это был не человек. Потом я долго мечтала увидеть привидение ещё раз, хотя не разу не решилась остаться в театре одна ночью.
Позже нам рассказали, что на месте театра когда-то был женский монастырь. Видимо наш фантом пришёл из того времени. Рассказы рассказами, но редакция позвонила Лемпи Яскеляйнен, которая хорошо изучила вопрос о Выборгских монастырях.
— Это ошибка. В Выборге никогда не было женского монастыря. Но участок, где находится театр, когда-то принадлежал монастырю. А у чёрных братьев – доминиканцев были, так сказать, внешние монашки. Этим женщинам было разрешено носить именно такие белые платья, которые по рассказам носит приведение. И потом, эта земля была вне городских стен и, возможно, у монастыря здесь была какая-то постройка. Этому ничего не мешало, — объяснила нам писательница. Через секунду Лемпи продолжила:
— В 1700-х годах на месте городского театра был ночлежный дом для русских офицеров. Его содержали местные бюргеры. Здание принадлежало Филипу Векруту. Может быть начало этой истории надо искать там?
Нам бы уже закончить наши изыскания и ретироваться, но актриса Санта Туоми неожиданно сказала, что видела, как женщина в белом прошла через зал театрального ресторана и скрылась в угловой комнате. В угловую комнату ресторана нас вошло шесть человек, в том числе представитель полиции и руководства города. Здесь хозяйка ресторана, госпожа Котонен сказала, что никакого привидения она никогда не видела.
Театральный ресторан сейчас находится в бывшем здании общин, которое было построено вместе со зданием театра полтора века назад.
— Однако прошлым летом, — продолжила госпожа Котонен, — я очень поздно вернулась из деревни к себе в комнату. Комната моя тут, рядом с рестораном. Я уже была в постели, когда увидела, что входная ручка двери опустилась вниз, но дверь при этом не открылась.
Но женщина не успела продолжить свой рассказ. Один из фужеров, стоящих на столе неподалёку, вдруг опрокинулся и разбился. В комнате все молчали. Исследовав потом осколки фужера все пришли к выводу, что его, как-будто, бросили сверху на твёрдую поверхность стола, но, к сожалению, среди видевших это, не было инженера стекольного завода…
Говорят, что в средневековом Выборге, точнее в тех домах, которые были построены тогда, ещё встречаются привидения…Как знать…
Дмитрий Семёнов по материалам журнала «Выборгский гром», 1937 год